В статье рассматривается вопросы долговечности лакокрасочного покрытия. Какие факторы являются основными при определении долговечности покрытия?
Технологические процессы получения лакокрасочных покрытий разнообразны. Это связано с функциональным назначением окрашиваемого изделия, условиями его эксплуатации, характером окрашиваемой поверхности, применяемыми методами окрашивания и формирования покрытия.
Процесс получения лакокрасочного покрытия заключается в выполнении следующих обязательных стадий:
Каждая из стадий оказывает влияние на качество получаемого лакокрасочного покрытий и его долговечность. Немаловажное значение в обеспечении защитного действия лакокрасочного покрытия при прочих равных условиях имеет природа применяемого грунтовочного слоя как фактора обеспечения хорошей адгезии комплексного лакокрасочного покрытия и общая толщина покрытия. В связи с этим при разработке конкретных технологических процессов окрашивания для получения долговечного покрытий выжен оптимальный выбор каждой стадии процесса окрашивания, грунтовочного слоя и толщины покрытия. Рассмотрим влияние указанных факторов на долговечность лакокрасочных покрытий в отдельности.
Подготовка поверхности перед окрашиванием играет важную роль в обеспечении долговечности всего лакокрасочного покрытия. Многолетний опыт применения покрытий в различных отраслях промышленности показывает, что их долговечность на 65-75% определяется качеством подготовки поверхности перед окрашиваем. Недостаточная подготовка поверхности металла перед окрашиванием вызывает ряд нежелательных последствий:
Все это приводит к ухудшению защитных свойств покрытия.
Между долговечностью покрытия и степенью очистки поверхности существует четко проявляющаяся зависимость.
В случае применения механических способов подготовки поверхности ориентировочные коэффициенты повышения сроков службы системы ПК в зависимости от подготовки поверхности можно представить следующим образом:
В качестве примера можно провести данные по долговечности комплексного покрытия на основе хлорвинилового пленкообразователя толщиной 120 мкм в зависимости от способа подготовки поверхности перед окрашиванием, представленные в таблице. Данные получены при проведении испытаний покрытий эмалью ХВ-16 (4 слоя) по грунтовке ФЛ-03К (2 слоя) на атмоссферной измерительной станции в Хотьково.
В таблице показаны так же данные по влиянию способа подготовки поверхности на долговечность системы покрытий грунтовкой ГФ-017 и эмалью МЛ-12 красной толщиной 80 мкм в условиях умеренного климата.
Способ подготовки поверхности | Долговечность, лет | |
---|---|---|
Эмаль ХВ-16 | Эмаль МЛ-12 | |
Ручная очистка | 3 | — |
Механическая очистка | 4 | — |
Травление | 6 | — |
Пескоструйная очистка | 8 | — |
Обезжиривание | — | 3 |
Пескоструйная очистка | — | 7 |
Фосфатирование без активатора | — | 10 |
Фосфатирование с активатором | — | 12 |
Влияние способов подготовки поверхности на защитные свойства покрытия объясняетмя тем, что в случае применения механической и тем более пескоструйной очистки повышается адгезия покрытия к поверхности металла.
Влияние способов подготовки поверхности на защитные свойства покрытия объясняетмя тем, что в случае применения механической и тем более пескоструйной очистки повышается адгезия покрытия к поверхности металла.В случае применения фосфатных слоев наряду с повышением адгезионной прочности покрытия наблюдается сохранение ее стабильности в процессе эксплуатации. Имеющийся на поверхности металла фосфатный слой препятствует распространению подпленочной коррозии при воздействии агрессивных факторов. При этом фосфатирование с автиватором способствует образованию на поверхности металла малопористого кристаллического слоя, что также повышает физико-механические показатели покрытия.
Таким образом, по степени увеличения защитных свойств комплексных лакокрасочных покрытий способы подготовки поверхности располагаются в следующий ряд:
Метод окрашивания и условия нанесения существенно влияют на долговечность лакокрасочного покрытия. Определение долговечности лакокрасочного покрытия на основе эмали ПФ-115, полученного разными методами при эксплуатации в атмосферных условиях показало следующее. Более высокая устойчивость декоративных и защитных свойств наблюдается у покрытий, нанесенных методом электростатического распыления. Затем, по убыванию долговечности покрытия следуют: пневматическое распыление безвоздушное распыление, струйный облив, окунание. Разница в сроках службы покрытия при переходе от одного метода окрашивания к другому может составлять 15-25%.
Условия нанесения ЛКМ (влажность и температура окружающего воздуха) влияют на качество и долговечность лакокрасочных покрытий. При несоблюдении температурно-влажностных параметров процесса окрашивания на поверхности сформированного покрытия появляются различные дефекты (шагрень, проколы), которые приводят не только к ухудшению внешнего вида покрытия, но и значительно снижают его долговечность. Температурно-влажностные параметры окрашивания регламентируются ГОСТ 9.105 «Покрытия лакокрасочные. Классификация и основные параметры методов окрашивания». Согласно указанному стандарту, температура воздуха при окрашивании должна быть не менее 15 и не более 30°C, относительная влажность — не выше 80%. Тем не менее, часто возникает вопрос о возможности окрашивания при другой влажности и температуре. Стандартом допускаются другие значения указанных параметров при достижении требуемого качества лакокрасочного покрытия.
Режим отверждения также влияет на защитные и физико-механические свойства лакокрасочных покрытий. Покрытия, сформированные в результате горячей сушки, более устойчивы к воздействию климатических факторов и агрессивных сред. Это объясняется тем, что при формировании покрытия при повышенных тепературах образуется более плотная сшивка покрытия. Физико-механические свойства неоднозначно зависят от применяемой температуры сушки ЛКМ. Часто при горячей сушке наблюдается охрупчивание покрытия, что приводит к снижению их прочностных свойств.
Природа грунтовочного слоя определяет защитное действие лакокрасочных покрытий. Грунтовочный слой обеспечивает прочную адгезионную связь покрытия с металлом, изоляцию его от проникновения коррозионно-активных реагентов, пассивацию металла.
Механизм действия грунтовок разнообразен, В соответствии с механизмом защитного действия грунтовки, долговечность комплексного покрытия различна в одних и тех же условиях эксплуатации. По механизму защитного действия грунтовки подразделяют на:
Пасивирующие грунтовки имеют лучшие защитные свойства по сравнению с изолирующими грунтовками, так как наряду с барьерной защитой металлической поверхности облдают и ингибирующим действием.
Исследовано влияние грунтовок различной природы на долговечность покрытия эмалью ХВ-774 при воздействии уксусной кислоты. Полученные экспериментальные данные приведены в таблице. В данном случае влияние природы грунтовочных слоев на долговечность комплексного покрытия связано с развитием подпленочных коррозионных процессов и характером его подавления грунтовочным слоем.
Грунтовка | Скорость подпленочной коррозии, мм/год | Индукционный период, ч | Эффективный коэффициент диффузии, Д*10-10, см2·с-1 |
---|---|---|---|
ХС-068 | 0,701 | 112,2 | 0,59 |
ФЛ-03К | 0,894 | 78,8 | 0,85 |
ХВ-050 | 5,43 | 66,6 | 0,99 |
ХС-059 | 7,88 | 57,6 | 1,16 |
Толщина лакокрасочных покрытий, обеспечивающих противокоррозионную защиту, должна быть достаточно большой. Толщина покрытия влияет на скорость проникновения агрессивных агентов к поверхности металла. Поэтому, для условий эксплуатации с различными параметрами агрессивности толщина покртия устанавливается в соответствии со степенью агрессивности среды:
Агрессивная среда | Рекомендуемая толщина покрытия, мкм |
---|---|
Сельская атмосфера | 120 |
Промышленная атмосфера | 150 |
Моская атмосфера | 200 |
Химическая атмосфера | 300 |
Вместе с тем существует мнение, что не всегда наращивание тощины покрытия приводит к повышению его противокоррозионных свойств. При значительной толщине покрытия могут возникать внутренние напряжения, приводящие к расслаиванию. Толщина покрытий должна гарантировать отсутствие капиллярной проницаемости, т.е. быть несколько больше критической толщины покрытия. Для различных условий эксплуатации превышение толщины покрытия сверх критической колеблется в 1,5-5 раз. В идеальном случае этот коэффициент подбирается опытным путем.