«Рабочий и колхозница» — памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом.
Автор — Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Высота около 25 м (высота павильона-постамента — 33 м). Общий вес — 185 тонн. Википедия
Монумент был создан для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел принадлежит Б.М.Иофану: «... скульптура юноши и девушки, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».
Павильон на выставке в Париже, 1937 год:
Скульптура была окончательно собрана и установлена на постаменте в 1939 году на постаменте перед Северным входом на ВДНХ (ныне ВВЦ):
За 64 года в условиях города скульптура не могла не ощутить на себе разрушительное влияние коррозионных процессов и естественного разрушения конструкционных материалов. Напомним, что конструкция выполнена из нержавеющей хромникелевой стали.
Далее текст автора отсюда: http://science.d3.ru/comments/448173
В 2003 году было принято решение о реставрации и скульптура была разрезана на 40 блоков, сложена в пустующем цеху одного из НИИ и забыта на неопределенное время ввиду недостатка финансирования. Когда деньги нашлись, в один из ведущих материаловедческих авиационных институтов поступило предложение об участии в реставрационных работах.
В общих чертах, вся работа состояла из оценки коррозионного состояния поверхности различными методами (об одном из которых и рассказ), оценки состояния сварных швов оболочки методами неразрушающего контроля и выдачи общих рекомендаций по устранению очагов коррозии или замене некоторых листов на новые.
Надо сказать, что нужно было минимизировать вмешательство и не превысить количество заменяемых листов металла больше 30%, иначе это уже была бы не реставрация.
Коррозионисты вооружились привычным (помимо металлографического микроскопа) инструментом — ручкой, бумагой и увеличительным стеклом.
Было осмотрено около 800 м2 наружной поверхности и столько же — внутренней, это более 6000 листов, каждый из которых был пронумерован, по каждому блоку был составлен отчет, в котором были указаны коррозионные повреждения каждого листа, их характер, а так–же наличие нагара. После чего была выданы рекомендации по мойке и обработке скульптуры специальными составами, удаляющими продукты коррозии и пассивирующими поверхность металла, а так же по замене или ремонту совсем плохих листов. Каркасом же занимались сотрудники другого НИИ и в последствии он был полностью заменен и частично усилен.
Надо отметить, что за то время, что монумент простоял на маленьком постаменте — пеньке, как назвала его В.И. Мухина, простые советские граждане оставили на ногах рабочего и колхозницы большое количество наскальной живописи разного содержания с фамилиями и датами, самая ранняя дата, обнаруженная мной — 1947 год.
А 4 декабря 2009 года, произошло торжественное открытие отреставрированного монумента, установленного на немного укороченный павильон–постамент с музеем и экскурсоводами, созданный по изначальному проекту архитектора Б. Иофана.
Такое вот сотрудничество прикладной химии и искусства.